Вопросы-Ответы
Положение о закупках. Закон № 44-ФЗ не предусматривает разработки заказчиком каких-либо положений о закупках.
Необходимость разработки и утверждения Положения о закупочной деятельности предусмотрена ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Однако его необходимо разрабатывать, утверждать и размещать на Портале госзакупок лишь при наличии внебюджетных средств, возможности ими самостоятельно распоряжаться и желания осуществлять закупки за счет этих средств по иным, в сравнении с установленными Законом № 44-ФЗ, правилам и процедурам.
Как следует из ч. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Следовательно, казенное учреждение лишено права самостоятельно распоряжаться доходами и производить на эти средства закупки.
Воспользоваться предусмотренными Законом № 223-ФЗ возможностями оно не может, разрабатывать положение о закупке не надо.
2. Относительно положения о контрактной службе и его принятии в срок до 31 декабря 2013 года. Часть 1 ст. 38 Закона № 44-ФЗ обязывает: "Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых в соответствии с планом-графиком превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным)".
Если же совокупный годовой объем закупок заказчика в соответствии с планом-графиком не превышает 100 млн руб. и у заказчика отсутствует контрактная служба, в соответствии с ч. 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (контрактного управляющего). Замечу, выделение отдельной штатной единицы также не требуется – достаточно закрепить в должностной инструкции ответственного работника функции и полномочия, предусмотренные ч. 4 ст. 38 Закона № 44-ФЗ.
Разработка положения ведется на основе Типового положения (регламента) о контрактной службе, утвержденного приказом Минэкономразвития России № 631 от 29 октября 2013 года.
Сроки создания таких служб в 2014 году определены в ч. 28 ст. 112 Закона № 44-ФЗ: "До 31 марта 2014 года заказчики вправе создавать контрактные службы в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона".
Требования опубликовать Положение о контрактной службе в Интернете Закон № 44-ФЗ не содержит.
Эксперт-директор центра подготовки кадров для системы госзакупок ТГУ
Федоринов А.В.
Часть 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ гласит: "Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок". То есть на момент возложения на работника функций контрактного управляющего он уже должен иметь указанное образование.
Законодатель сделал поблажку и предусмотрел, что до 1 января 2017 года работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч. 23 ст. 112 Закона № 44-ФЗ). Однако образование, хоть и по старому закону, но все же необходимо.
Таким образом, до прохождения работником обучения, работодатель не имеет права возложить на него функции контрактного управляющего.
Можно ли без контрактного управляющего производить торги?
Давайте посмотрим на функционал и полномочия контрактного управляющего, приведенные в п. 3, п. 4 ч. 4 ст. 38 Закона № 44-ФЗ:
"3) осуществляет подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;
4) обеспечивает осуществление закупок, в том числе заключение контрактов".
Становится очевидно, что без контрактного управляющего осуществлять закупки не представляется возможным.
Да, этого достаточно
Единственное требование к обучающей организации – наличие лицензии на право ведения образовательной деятельности по дополнительным профессиональным образовательным программам.
С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее — Закон № 273-ФЗ), отменяющий необходимость разработки федеральных государственных требований к дополнительным профессиональным образовательным программам, за исключением предпрофессиональных программ в области искусств, в области физической культуры и спорта (к госзаказу не относятся).
Кроме того, свидетельства о государственной аккредитации в части имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ являются недействующими со дня вступления в силу Закона № 273-ФЗ (ст. 108 Закона № 273-ФЗ).
Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Дополнительная профессиональная образовательная программа может реализовываться в формах, предусмотренных Законом № 273-ФЗ, а также полностью или частично в форме стажировки (ст. 76 Закона № 273-ФЗ).
При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение (ст. 13 Закона № 273-ФЗ).
Таким образом, при отсутствии федеральных государственных требований к дополнительной профессиональной программе в сфере закупок, образовательные учреждения имеют право разработать содержание такой дополнительной профессиональной программы с различным количеством учебных часов и проводить повышение квалификации или профессиональную переподготовку, в том числе применяя дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
То есть с 1 сентября 2013 года повышение квалификации и профессиональная переподготовка в сфере закупок осуществляется по различным дополнительным профессиональным программам (с разным количеством учебных часов), разработанным различными образовательными учреждениями. В настоящее время на рынке образовательных услуг присутствуют программы повышения квалификации на 72 учебных часа, 120 и 144 учебных часов. Но возможно, что появятся и иные подобные программы с другим количеством часов.
Приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам" установлено, что минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки – менее 250 часов.
Отметим, что в соответствии с ч. 23 ст. 112 Закона № 44-ФЗ до 1 января 2016 года работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
То есть в 2014 и 2015 году работники контрактной службы или контрактные управляющие могут в том числе осуществлять свою деятельность при прохождении повышения квалификации или профессиональной переподготовки по дополнительной профессиональной образовательной программе "Управление государственными и муниципальными заказами", но в тоже время они не могут осуществлять свою деятельность, если они не повышали квалификацию или не проходили профессиональную переподготовку ни в сфере размещения заказов, ни в сфере закупок.
Работники контрактной службы или контрактные управляющие не могут осуществлять с 2016 года свою деятельность без высшего образования или дополнительного профессионального образования (повышения квалификации, профессиональной переподготовки) в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ).
В ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ установлено, что нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, должны соответствовать Закону № 44-ФЗ.
Таким образом, при обеспечении государственных и муниципальных нужд нормы гражданского и бюджетного законодательства могут применяться лишь в части, не противоречащей Закону № 44-ФЗ, а значит, даже при совершении покупки в 100 руб. необходимо заключать контракт.
Обращаю ваше внимание на то, что в соответствии с ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., заказчик не обязан размещать в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки.
Законом № 44-ФЗ запрета на совмещение должностей контрактного управляющего и председателя комиссии по закупкам не установлено. Ограничения к составу комиссии по осуществлению закупок установлены в ч. 6 ст. 39 Закона № 44-ФЗ. С учетом соблюдения указанных требований, назначение контрактного управляющего председателем комиссии по закупкам – это право заказчика.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона о контрактной системе планы-гра¬фики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспече¬ния государственных и муниципальных нужд на финансовый год и яв¬ляются основанием для осуществления закупок.
Часть 3 указанной статьи Закона о контрактной системе содержит перечень информации, подлежащий включению в планы-графики, а ч. 11 установлено, что заказчики осуществляют закупки в соответ¬ствии с информацией, включенной в планы-графики в соответствии с ч. 3 ст. 21 Закона о КС.
Напоминаем, что форма плана-графика содержит определенный на¬бор сведений о планируемой закупке, позволяющий бизнес-сообществу заранее спланировать возможность участия в процедурах закупок.
Следует отметить, что в соответствии с ч. 2 ст. 114 Закона о кон¬трактной системе положения, устанавливающие требования к содер¬жанию и порядку формирования планов-графиков, вступают в силу с 1 января 2015 г., т. е. должны учитываться при планировании на 2016 г.
При этом согласно ч. 2 ст. 112 Закона о контрактной системе заказчи¬ки размещают в единой информационной системе или до ввода в экс¬плуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Фе¬дерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планы-графики размещения заказов на 2014 и 2015 гг. по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона о КС, с учетом особенностей, которые могут быть уста¬новлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляю¬щим нормативное правовое регулирование в сфере размещения зака¬зов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляю¬щим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию ис¬полнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
На сегодняшний день подготовлен совместный приказ Минэконом¬развития России № 544 и Федерального казначейства № 18н от 20.09.2013 «Об особенностях размещения на Официальном сайте Рос¬сийской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на по ставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы» (далее - Приказ № 544/18н), который вступил в силу с 1 января 2014 г.
Что касается включения в совокупный годовой объем закупок 2014 г. денежных средств, которые будут расходоваться в 2015 г., сообщаем следующее.
Планы-графики должны содержать перечень закупок товаров, ра¬бот, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являться основанием для осуществления заку¬пок. В связи с этим в план-график необходимо включать перечень за-купок, который планируется осуществить в соответствующем году.
Соответственно, должен учитываться объем средств, который плани¬руется расходовать на осуществление данных закупок.
Таким образом, объемы закупок по контрактам, заключенным в конце 2014 г., независимо от того, что поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг по таким ним будут осуществляться в 2015 г., должны учитываться в плане-графике на 2014 г.
Соответственно в совокупном годовом объеме закупок 2015 г. дан¬ные объемы закупок, которые объявлены в конце 2014 г., по нашему мнению, учитываться не должны.
Согласно ч. 2 ст. 112 Закона о контрактной системе заказчики раз¬мещают в единой информационной системе или до ввода в эксплуата¬цию указанной системы на Официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для разме¬щения информации о размещении заказов на поставки товаров, вы¬полнение работ, оказание услуг планы-графики размещения заказов на 2014 и 2015 гг. по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона о КС, с учетом особенностей Приказа № 544/18н.
Порядок размещения на официальном сайте планов-графиков раз¬мещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание ус¬луг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд за¬казчиков, действовавший до вступления в силу Закона о КС, утвержден приказом Минэкономразвития России и Казначейства России от 27.12.2011 № 761/20н (далее - Приказ № 761/20н).
Согласно п. 15 примечаний к Форме планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, утвержденной Приказом № 7614/20н, внесение изме¬нений в планы-графики осуществляется в случаях:
- изменения более чем на 10% стоимости планируемых к приоб¬ретению товаров, работ, услуг, выявленные в результате под¬готовки к размещению конкретного заказа, вследствие чего не¬возможно размещение заказа на поставки товаров, выполне¬ние работ, оказание услуг в соответствии с начальной (макси¬мальной) ценой контракта, предусмотренной планом-графи¬ком;
- изменения планируемых сроков приобретения товаров, работ, услуг, способа размещения заказа, срока исполнения контракта;
- отмены заказчиком, уполномоченным органом предусмотрен¬ного планом-графиком размещения заказа;
- образовавшейся экономии от использования в текущем фи¬нансовом году бюджетных ассигнований в соответствии с за¬конодательством Российской Федерации;
- при возникновении обстоятельств, предвидеть которые на дату утверждения плана-графика было невозможно;
- в случае выдачи заказчику, уполномоченному органу предпи¬сания уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления об устранении нарушения законода¬тельства Российской Федерации о размещении заказов в соот¬ветствии с законодательством Российской Федерации, в т. ч. об аннулировании торгов.
Согласно п. 16 тех же Примечаний изменения в планы-графики в связи с проведением повторных процедур размещения заказов вно¬сятся только в части сроков и способа размещения заказа и исполне¬ния контракта.
В соответствии с п. 6 Приказа № 544/18н внесение изменений в план-график, размещенный на Официальном сайте, по каждому объекту за¬купки осуществляется не позднее чем за 10 календарных дней до дня размещения на Официальном сайте извещения об осуществлении за¬купки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев осу¬ществления закупок путем проведения запроса котировок в целях ока¬зания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвы¬чайных ситуаций природного или техногенного характера в соответ¬ствии со ст. 82 Закона о КС, когда внесение изменений в план-график осуществляется в день направления запроса о предоставлении котиро¬вок участникам закупок, а также осуществления закупки у единствен¬ного поставщика (подрядчика, исполнителя), в соответствии с пп. 9 и 28 ч. 1 ст. 93 Закона о КС, не позднее чем за один календарный день до даты заключения контракта, а в случае, если в соответствии с Законом о КС не предусмотрено размещение извещения об осуществлении за¬купки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), не позднее чем за десять ка¬лендарных дней до даты заключения контракта.
Пунктом 6 Порядка, утвержденного Приказом № 761/20н, в случае внесения изменений в планы-графики такие изменения размещаются на официальном сайте не позднее трех рабочих дней со дня внесения изменений в планы-графики.
Обращаем внимание, что в соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона о кон¬трактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в пред¬усмотренных Законом о КС случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), опреде¬ляются и обосновываются заказчиком посредством применения одно¬го или нескольких из следующих методов:
- метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
- нормативный метод;
- тарифный метод;
- проектно-сметный метод;
- затратный метод.
В соответствии с ч. 20 указанной статьи Закона о контрактной систе¬ме методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заклю¬чаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утверждены приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 (далее - Рекомендации № 567).
Следует отметить, что согласно ч. 6 ст. 22 Закона о контрактной си¬стеме и п. 3.2 Рекомендаций № 567 метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснова¬ния начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, за¬ключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполните¬лем). Использование иных методов допускается в случаях, предусмо¬тренных ч. 7-11 ст. 22 Закона о контрактной системе.
Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг (ч. 2 ст. 22 Закона о КС).
Также ч. 3 ст. 22 Закона о контрактной системе установлено, что при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Согласно ч. 5 ст. 22 Закона о контрактной системе в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с ч. 18 ст. 22 Закона о контрактной системе, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.
Вместе с тем п. 3.7 Рекомендаций № 567 установлено, что в целях получения ценовой информации в от отношении товара, работы, услуги для определения НМЦК рекомендуется осуществить несколько следующих процедур:
- направить запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг, информация о которых имеется в свободном доступе (в частности, опубликована в печати, размещена на сайтах в сети Интернет) (п. 3.7.1 Рекомендаций № 567);
- разместить запрос о предоставлении ценовой информации в единой информационной (до ввода в эксплуатацию ЕИС на официальном сайте) (п. 3.7.2 Рекомендаций № 567);
- осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками. При этом целесообразно принимать в расчет информацию о ценах товаров, работ, услуг, содержащуюся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами, в течение последних трех лет. Рекомендации по поиску общедоступной ценовой информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, приведены в приложении № 2 к Рекомендациям № 567 (п. 3.7.3 Рекомендаций № 567);
- осуществить сбор и анализ общедоступной ценовой информации (п. 3.7.4 Рекомендаций № 567).
Следует отметить, что п. 3.19 Рекомендаций № 567 установлено, что в целях определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) рекомендуется использовать не менее трех цен товара, работы, услуги, предлагаемых различными поставщиками (подрядчиками, исполнителями).
А также НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) определяется по формуле, указанной в п. 3.21 Рекомендаций № 567.
При этом в случае если на направленные заказчиком запросы пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), он получит менее трех ответов, содержащих ценовые предложения, в соответствии с п. 3.7.3 Рекомендаций № 567 он может взять дополнительную ценовую информацию из реестра контрактов, заключенных заказчиками, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами, в течение последних трех лет.
Таким образом, заказчик может обосновать цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), например на основании ответов на запросы о предоставлении ценовой информации не менее трех поставщиков (подрядчиком, исполнителем) или ценовой информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками по формуле, указанной в п. 3.21 Рекомендаций № 567.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения одного или нескольких из следующих методов:
- метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
- нормативный метод;
- тарифный метод;
- проектно-сметный метод;
- затратный метод.
Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в соответствии с ч. 20 ст. 22 Закона о КС утверждены приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 (далее – Рекомендации № 567).
Если в данном случае речь идет о проведении работ по текущему ремонту, то напоминаем, что определение текущего ремонта содержится в ведомственных строительных нормах Госкомархитектуры Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (вместе с ВСН 58-88 (р). Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения), утвержденных приказом Госкомархитектуры России от 23.11.1988 № 312 (далее - ВСН 58-88).
Так, согласно ВСН 58-88 текущий ремонт здания - это ремонт здания с целью восстановления исправности (работоспособности) его конструкций и систем инженерного оборудования, а также поддержания эксплуатационных показателей. В этих же нормах содержится перечень работ для текущего и капитального ремонта и их отличие.
Обращаем внимание, что согласно п. 4.4 ВСН 58-88 при производстве работ по текущему ремонту помещений подрядным способом следует применять принципы ценообразования и порядок оплаты выполненных работ, предусмотренные для капитального ремонта, а в соответствии с п. 5.7 ВСН 58-88 договорная цена каждого объекта капитального ремонта должна определяться на основе сметы, составляемой по установленным соответственно для капитального ремонта ценам, нормам, тарифам и расценкам.
При этом при определении сметной стоимости строительства составление смет, в данном случае составление локального сметного расчета, осуществляется в соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденный постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1 (далее - Методика). Стоимость используемых товаров заказчик может обосновать, например, применив метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
Также обращаем внимание, что органы Росфиннадзора при проверке расходов на проведение ремонта зданий и сооружений проверяют вместе с наличием финансирования по соответствующей статье КОСГУ и наличие документации на проведение ремонтных работ (планы ремонтных работ (как годовых, так и будущих лет), титульные списки, дефектные ведомости, проектно-сметную документацию, рабочие проекты).
Поэтому в данном случае, по нашему мнению, при проведении текущего ремонта НМЦ контракта может быть определена и обоснована заказчиком посредством применения проектно-сметного метода Согласно п. 3.26 Методики результаты вычислений и итоговые данные в сметной документации рекомендуется приводить следующим образом:
- в локальных сметных расчетах (сметах) построчные и итоговые цифры округляются до целых рублей;
- в объектных сметных расчетах (сметах) итоговые цифры из локальных сметных расчетов (смет) показываются в тысячах рублей (в текущем уровне цен) с округлением до двух знаков после запятой;
- в сводных сметных расчетах стоимости строительства или ремонта (сводках затрат) итоговые суммы из объектных сметных расчетов (смет) показываются в тысячах рублей с округлением до двух знаков после запятой.
Аналогично приводятся результаты вычислений и итоговые данные в расчетах стоимости строительства.
Присвоение статуса ФИП
На основании протокола заседания комиссии по вопросам развития инновационной инфраструктуры в сфере образования Приказом № 395 от 22 апреля 2014 года Министерства образования и науки Российской федерации Томскому государственному университету присвоен статус федеральной инновационной площадки, на базе которой осуществляется повышение квалификации специалистов в сфере закупок товаров работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на 2014-2016 годы